Учению Марии Монтессори уже более 100 лет. Итальянка,
врач-психолог, педагог с многолетним
опытом работы разработала собственную методику, ставшую популярной во всем
мире. Если посмотреть географию последователей Монтессори — можно найти детские сады Марии Монтессори по
всему миру, практически во всех странах. Что как ни это говорит о правильности
и популярности ее методики? С каждым годом появляется все больше школ, детских
центров, последователей данного учения. Результаты впечатляют. Она смогла
объединить основные учебные дисциплины, в которые входят занятия от
хореографии, до изучения иностранных языков. Многие семьи желают обучать своих
детей данной методике. Если у вас нет возможности отправить ребенка в такой развивающий детский центр — можно попробовать его устроить у себя дома! То
есть создать Монтессори группу в домашней обстановке.
Ознакомимся с принципами данной методики. Она состоит из нескольких этапов:
РЕБЕНОК-ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА-УЧИТЕЛЬ.
В основе учения стоит ребенок, все что мы делаем идет изначально для него и от
его интересов нам стоит отталкиваться. Методика не позволяет накалять
обстановку и повышать нервозность —
ребенок, в форме игры, собственных предпочтений, выбирает направление
самостоятельно, мы только направляем его энергию и желания в нужное русло. Творчество
в детском саду должно быть увлекательным.
Для того, чтобы у ребенка появилось желание обучаться, расти и проявлять свои
особенности, потребуется комфортная среда, в которой он сможет чувствовать себя
независимым и самостоятельным. Ее можно сделать в домашних условиях. Роль
преподавателя берут на себя родители. Роль их будет состоять в том, чтобы
помочь и направить ребенка в его собственных начинаниях. Ни в коем случае не
допускается делать что-либо за него. Ребенок должен учиться самостоятельности,
стремиться получать жизненный опыт. Но есть занятия, для которых требуются
определённые навыки, мы рекомендуем, по необходимости, записать ребенка
на частные занятия с логопедом или йогу для детей.
Методика подразумевает разделение площадки на пять зон, каждая из которых будет
иметь отношение к определенной программе. Каждую следует оборудовать надлежащим
образом. Для этого Вам потребуется максимум усилий и минимум затрат. Итак,
зоны:
- Математическая. Сложение и
вычитание, развитие математического склада, понятие счета и последующее
обучение счету.
- Языковая. Представляет собой
площадку для изучения языков. Вы можете создать свой английский детский
сад.
- Сенсорного развития.
- Зона естественных наук.
- Практической жизни.
Условия должны позволять ребенку делать всё самостоятельно. Это будет уголок в
детской или большая площадка — главное ребенку должно
быть легко и комфортно.
- Стульчики должны быть комфортными,
подходить по росту и размеру, на них должно быть удобно сидеть, переставлять в
удобное место, иметь покрытие, которое будет легко мыть.
- Полки и шкафы с пособиями для
занятий должны подходить по росту, иметь легкую доступность и удобство. Все
объекты должны быть в зоне досягаемости ребенка. Материал и пособия не должны
быть хаотично расположены или находится в общей куче. Порядок в пособиях
приучает к порядку в жизни.
- На стене может быть расположена
магнитная, маркерная доска для размещения рисунков, а в последствии и текстов
сочинений и других работ. Это позволит видеть результат своей работы, стремится
совершенствовать его. Также, такая доска будет удобна для рисования, написания
текстов, заметок, планирования и т. д.
- Выключатели освещения следует
расположить в зоне доступности для ребенка, он будет сам решать когда следует
включить свет, учиться гасить его при необходимости.
- для занятий музыкой также следует оборудовать место.
- Можно расположить большие часы — ребенок сможет учитывать время на проведение
занятий.
- В зоне видимости могут быть
расположены рисунки, плакаты с наглядными пособиями (например как правильно
сидеть или удерживать ложку), там же может быть закреплен распорядок дня, планы
на день и т. д.
- Не помешает и стенд находок. Там
малыш сможет расположить интересные камни, найденные во время прогулки,
гербарии и подобные вещи.
- Необходимо выделить место под ведёрко,
совок и щетку — ребенок должен сам прибирать за собой,
привыкать выполнять работу по уборки, знать последствия произведённых действий,
быть максимально самостоятельным.
- Создайте возможность
самостоятельно умываться и чистить зубы, открывать кран, пользоваться мылом и
другими средствами гигиены.
- Возле входа у него должна быть
собственная щетка для одежды и обуви, ложечка для обуви, удобный стульчик и
другие необходимые вещи для приведения одежды и обуви в порядок.
- для занятий гимнастикой может потребоваться коврик и гимнастические приспособления.
- Свой уголок должен быть и на
кухне. Пусть маленький поваренок учиться готовить себе сам. Небольшие
бутерброды или коктейли из ягод и молока.
- Материал для обучения должен быть
сделан из подручных средств. Коробочки, баночки, различная посуда из пластика — вся та мелочёвка, которая остается от продуктов
питания и пригодна для игр.
- Мелкие элементы. Пуговицы,
провода, старые выключатели, телефоны и всё что нравится ребенку может быть
закреплено на едином стенде для развития мелкой моторики.
Начальные занятия
На первом занятии следует ознакомить ребенка с материалом, показать что где
находится. Будет лучше, если комната будет оборудована с привлечением
воспитанника к ее созданию. В этом случае Вам будет легче подобрать материал,
процесс будет увлекательнее и не потребуются последующие разъяснения. Нужно
чтобы ребенок понимал что место, на котором расположен материал, предназначено
именно для него и все вещи должны находится там, когда ими не пользуются.
Приучайте его к порядку с первого дня обучения в детском саду
Монтессори.
- Не следует рассказывать о
применении материалов для занятий, пусть ребенок разберется сам что и для чего
предназначено. Это его поле деятельности, Вы лишь должны поощрять правильные
поступки и объяснять неверные. Он сам решит для чего нужны те, или иные учебные
материалы.
- Пусть он сам примет решение с
каким материалом он будет работать прямо сейчас, все его действия будут
являться игрой. Это увлекательно и в то же время познавательно для малыша. Его
увлечения принесут свою пользу. Единственное что следует объяснить — упражнение должно быть доведено до конца, после
чего следует убрать материал на места и прибраться при необходимости. При раннем
развитии ребенка это позволит развить контроль за своими действиями, приучить
обдумывать принятые решения, дисциплинировать самого себя.
- Если ребенок не желает заниматься,
значит не стоит его упрашивать или заставлять. Инициатива должна происходить от
него самого, в противном случае можно получить отказ заниматься и увлекательное
обучение станет опостылевшим и нелюбимым занятием. Пусть занятия приносят
удовольствие не только ему, но и Вам!
Правильность выполнения занятий
Начать следует с наиболее простых упражнений. Переходить от простого к
сложному. Рассмотрим наиболее часто использующиеся:
- пересыпание сыпучих материалов
(подойдут крупы вроде гороха или проса). Возраст от двух до пяти лет.
Упражнение развивает аккуратность, координацию движений. Потребуется 2 ёмкости,
поднос, возможно другие предметы. Покажите каждый предмет, какие действия
следует применять, после того как получится выполнить упражнение идеально — предложите более сложное.
- переливание воды — одно из самых распространенных детских
упражнений. Развивает глазомер, координацию движений и другие важные моменты.
После выполнения задания ребенок должен прибрать за собой, возможно кругом
будут брызги и лужи. Все предметы, использованные для занятий следует убрать на
место. Эти упражнения могут использоваться совместно с ранним развитием
речи, во время игры можно проговаривать сложные слова.
- Внешний вид. Очистка одежды и
обуви, приведение внешнего вида в порядок. Необходимо место для этих занятий.
Больше всего подойдет прихожая, вход в дом. Для занятий потребуется щетка, крем
и другие средства для очистки. Научите пользоваться и бережно хранить вещи на
своём месте. Одежда и обувь также должна быть размещена на предназначенных местах.
- Бутылочки и крышечки. Для каждой
емкости следует иметь крышку. Снять их, положить в одно место крышечки, в
другое бутылочки. Ребенок будет подбирать крышку к бутылке и убирать ее на
место. Это занятие разовьет не только моторику, но и воображение, соотношение
вещей.
- Коробка с лоскутками. Для занятий
потребуется по паре лоскутков одного материала, задача — собрать одинаковые пары. Это могут быть
различные кусочки ткани от старой одежды, полотенца, щелк, всё что угодно. После
выполнения занятия — можно его усложнить — собрать пары с закрытыми глазами. Помните что
всё должно проходить в рамках игры, ребенку нравится собирать пары, он не
делает упражнение — он играет.
И еще множество занятий:
· Игры в воде:
· Мытье посуды;
· Взбивание пены;
· Игра с водой и губкой;
· Вода принимает форму (например: налить воду в резиновую перчатку, целлофановый мешочек и т.д);
· Аквариум (в тазик налить воды и «выпустить» туда рыбок в виде бусинок, пуговиц, затем, мерной ложкой выловить рыбок).